Белорусское народное творчество
Задачи: формировать готовность ребёнка дошкольного возраста к участию в творческой деятельности, народном кукольном театре, исполнении народных танцев, песен, игр; развивать гуманное отношение ко всему живому, потребность в познании природы и бережном отношении к ней.
Содержание:
- белорусский народный фольклор: колыбельные, потешки, поговорки, считалки, песни, загадки, сказки, легенды, басни, игры;
- белорусские народные музыка и танцы; белорусские народные инструменты (жалейка, лира и др.); хороводы;
- народные детские игры в далёкие времена и в современной жизни, их примеры; народные праздники и игры;
- народный кукольный театр: оформление Батлейки (аппликация соломкой; вытинанка; художественная роспись; резьба; вышивка); кукольные образы, вождение кукол; спектакль (показ, участие);
- белорусский народный этикет: приветствие, обращение к человеку; культура речи, её чистота и красота; поведение за столом; уважение к старшим;
- народные национальные костюмы: материал, элементы, художественное оформление, способ ношения частей костюма.
содержание направления отражает характерные для нации действия и поступки, нормы поведения, методы и приёмы творческой деятельности, исполнения народных танцев, песен, игр, формы выражения чувств.
Содержание патриотического воспитания дошкольников реализуется в ходе трёхэтапного познавательного процесса: узнавание, понимание, осознание. На протяжении одного учебного года каждое из семи направлений постепенно проходит через все образовательные области. от младшей до старшей группы содержание каждого направления обогащается, т.к. решаются задачи не только патриотического, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания, а также применяются различные его средства и методы.
На первом этапе (узнавание) используются ознакомительнопознавательные задания, когда доминирует содержание с элементом анализа. Цель — формирование ориентировочной основы, понимания явления (события, действия), умения выполнять действия. Дидактическая цепочка включает: образец (75%) — имитация по образцу (25%).
На втором этапе (понимание) используются установочноаналитические задания, когда имитация сочетается с анализом, пониманием. Цель — формирование навыков деятельности по образцу, освоение, осознанность, произвольность, критичность. Действует дидактическая цепочка: образец (50%) — имитация с элементами анализа (50%).
третий этап (осознание) включает системно-реализующие (контрольные) задания. Цель — формирование у ребёнка осмысленных форм суждения и рассуждения, анализа объектов, самостоятельности в установке системы ориентиров, которая позволяет правильно выполнять любые задания в области патриотического воспитания. Дидактическая цепочка включает: образец (в форме темы задания) — осмысленное действие (100%).
Результативность патриотического воспитания дошкольников оценивается следующим комплексом обобщённых характеристик:
- возрастные показатели развития качеств личности, обусловленные целями, задачами и содержанием дошкольного образования (гражданственность, национальное самосознание, самостоятельность, трудолюбие, сопереживание, человечность, уважение, взаимопонимание, сотрудничество, эмоциональная привязанность, отзывчивость, доброта, рассудительность, справедливость, самообладание, любознательность);
- сбалансированность разных форм активности детей дошкольного возраста в специально организованной и нерегламентированной деятельности, отражённых в образовательных областях «Физическая культура», «ребёнок и общество», «Элементарные математические представления», «ребёнок и природа», «развитие речи и культура речевого общения», «искусство».
Результативность определяется с учётом содержания работы педагога и достижений его воспитанников.