Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Советы психолога

Дата: 31 марта 2015 в 18:54, Обновлено 21 марта 2019 в 13:42

Четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей

Первая – борьба за внимание.

<article>

Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание.

Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем никакого.

Вторая причина – борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки.

Знаменитое требование «я сам» двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Но им становится особенно трудно, когда родители общаются с ними, в основном, в форме указаний, замечаний, опасений. Родители считают, что приучать детей к порядку это необходимо, но весь вопрос в том, какэто делать. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. Смысл такого поведения для ребенка – отстоять право самому решать свои дела, и вообще, показать, что он личность.

Третья причина – желание отомстить.

Дети часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть очень разные: родители более внимательны к младшему; мать разошлась с отцом; родители постоянно ссорятся…

И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности – все те же протесты, непослушание, неуспеваемость в школе, конфликты со сверстниками.

Смысл «плохого» поведения в этом случае можно выразить так: «Вы сделали мне плохо – пусть и вам будет тоже плохо!».

Четвертая причина – потеря веры в собственный успех.

Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у ребенка могут не сложиться отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба.

Подобное «смешение неблагополучия» происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он вообще теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это – в душе, а внешним поведением он показывает: «Мне все равно», «И пусть плохой», «И буду плохой!».

</article>

Психологический портрет будущего первоклассника

На сегодняшний день, существует много различных мнений относительно того, что такое психологическая готовность к школе. Однако большинство психологов едины в том, что это многокомпонентное образование, то есть складывающееся из нескольких составляющих. Итак, психологическая готовность к школе может быть представлена следующим образом:

  1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ:
    • дифференцированность восприятия как основа мышления;
    • развито воображение;
    • хорошая ориентировка в пространстве и времени;
    • развито наглядно – образное мышление (умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности, а также умение сравнивать их, видеть сходное и отличное);
    • развита тонкая моторика рук ( владение карандашом, ручкой, ножницами, навыками рисования);
    • хорошая память;
    • развита регулирующая функция речи (выполняет словесные инструкции);
    • интеллектуальная активность (умение превратить учебную задачу в самостоятельную цель деятельности);
    • предпосылки абстрактно – логического мышления (способность понимать символ, формулировать вопросы, самостоятельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы).
  2. МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ:
    • выраженность познавательных процессов;
    • стремление освоить роль школьника (хочет ходить в школу, иметь портфель и т.п.);
  3. ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ:
    • умение управлять своим поведением;
    • сохранение работоспособности в течении учебного дня;
    • эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций);
    • произвольная регуляция внимания (концентрация, устойчивость, переключение внимания);
    • умение задерживать свои импульсы (например, не перебивать других в разговоре);
    • умение продлить действие, приложив к этому волевое усилие.
  4. КОММУНИКАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ:
    • желание общаться со взрослыми и детьми;
    • сохранение чувства дистанции;
    • способность к личностному контакту со взрослым ( в противовес ситуативному);
    • умение устанавливать контакт со сверстниками;
    • умение войти в детский коллектив и найти свое место в нём;
    • умение выполнять совместную работу;
    • умение поддерживать равноправные взаимоотношения со сверстниками.

 

Роль сказки в психическом развитии ребенка

Многих родителей, выбирающих очередную Книгу сказок для своего малыша, интересуют следующие вопросы:

  • Каким образом подбирать для чтения именно те сказки, которые соответствовали бы уровню развития ребенка?
  • Почему, чем младше ребенок, тем больше ему интересны сказки о животных?
  • Когда ребенок становится способным воспринимать волшебные сказки?
  • Может ли волшебная сказка испугать малыша и нанести вред его психическому развитию?
  • В какой мере сказка может помочь в решении психологических проблем ребенка?

            Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо представить себе хотя бы простейшую схему развития мышления ребенка.

     До двух лет ребенок проходит первую стадию интеллектуального развития, названную сенсомоторной. Это стадия, на которой ребенок овладевает своими сенсорными и моторными действиями, познавая окружающий мир через органы чувств, движения собственного тела и манипуляции с предметами. На него воздействует только то, что он непосредственно ощущает, видит, слышит.

      Для годовалого младенца самое важное - доползти, долезть, дойти до намеченной цели, схватить, попробовать на вкус, ощупать, постучать об пол, разобрать, сломать и так далее. Таким образом, в этом возрасте ребенок может "помыслить" только о том, что находится или недавно находилось в зоне его непосредственного восприятия.

     Первый год жизни ребенка - это период, когда наибольшее значение для развития его мышления имеет обращенный к нему материнский фольклор: колыбельные песни, в которых звучит мотив желанности ребенка, его включенности в окружающий мир, и пестушки, потешки, стихи, призывающие к играм с различными предметами, к движению, развитию и осознанию им собственного тела, его положения в пространстве.

    Между годом и двумя у ребенка развивается способность удерживать в памяти собственные бытовые действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Ребенок может "помыслить" о том, что он ощущал, видел, делал и запомнил.

       Это возраст, когда детям очень нравятся бытовые сказки о животных, так как они близки ребенку эмоционально по мироощущению: мир взрослых, с его сложными законами, правилами и ограничениями, пока мало доступен для детского понимания. Ребенок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, с помощью которых он усваивает жизненно важную информацию в условиях безопасности и отсутствия давления со стороны взрослых. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами, что помогает ребенку изобретать новые способы взаимоотношений с окружающим предметным и живым миром.

     Между двумя и пятью годами по нарастающей начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Иначе говоря, к двум-трем годам мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Ребенок может "помыслить" об отделенном от его действий образе. Однако именно это достижение интеллектуального развития ребенка может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок.

      Родителям необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет им вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его развитие.

          Так как фантазия ребенка этого возраста пока не имеет четкого вектора, и ее легко направить как в положительное, так и в отрицательное для развития ребенка русло, важно начать чтение волшебных сказок с произведений, имеющих простой сюжет, когда в результате последовательно развивающихся событий наступает благополучный исход. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его.

         Лучше подбирать сказки с открытым сюжетом, куда родители и ребенок могут внести собственные изменения по ходу действия, что поможет ребенку в образной форме высказать свои потребности.

         Таким образом, в возрасте от двух до пяти лет главное - чтобы сказка имела смысл для самого ребенка, а не сама по себе, то есть она должна обогатить его жизнь, а не испугать малыша и ограничить его развитие. Кроме того, сказка может помочь найти пути разрешения осознаваемых и не вполне осознанных семейных проблем.

       Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых завладевает вниманием ребенка, возбуждает его любознательность, развивает интеллект, и, главное, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции. То есть, это произведение должно задевать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. В этом возрасте ребенок продолжает искать в сказке решение своих насущных проблем. Теперь он может "помыслить" о том, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность.

  Однако в фантазиях ребенка могут в гипертрофированной форме отражаться желания и потребности, которые открыто высказывать он боится. Поэтому так важно, чтобы в детско-родительских отношениях всегда присутствовали чуткость, доверие, доброжелательность, искренность и открытость. Читая или придумывая сказки, родители вместе с детьми попадают в волшебное пространство, где им предоставляется возможность проявить эти чувства и стать ближе друг к другу.

         Дорогие мамы и папы! Понимать смысл сказочных образов так, как это делают дети, и научиться сочинять сказки не так уж сложно: надо только бесстрашно заглянуть в волшебное зеркало старой бабушки-сказки и увидеть там свое отражение.

                                                     КАК  ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА К РЕЖИМУ?

Приучение ребенка к режиму — это не просто фор­мирование привычки вовремя ложиться и вовремя вста­вать, кушать и гулять по часам.

Лучший момент для успешного и скорейшего при­выкания ребенка к режиму пребывания в детском саду — это возраст в два-три года. На этот период при­ходится кризис раннего детства, обычно именуемый  психологами кризисом трех лет. Дети, стремясь утвер­дить свое Я, тянутся к самостоятельности, относитель­ной автономности существования. Именно в это время детсадовский режим жизни может благоприятно повли­ять на становление личности дошкольников и их адап­тацию к новой социальной среде.

Наименее благоприятный период — это четыре года и промежуток от пяти до шести лет. Здесь развитие ребенка относительно стабилизируется, и резкое изме­нение образа жизни, связанное с утратой приватности (возможности побыть наедине с собой или близким че­ловеком, хорошо чувствующим его настроение, знаю­щим его потребности, желания и привычки), может привести к неприятным последствиям.

Погружение в атмосферу детсадовской общности воспринимается как насилие над личностью, утрата собственной индивидуальности. Тяжелые переживания влекут за собой появление протестных форм поведения: истерик, капризов, непрестанного нытья по выходным, а иногда и соматических расстройств — повышения температуры, появления болей в животе и жидкого сту­ла, обострения хронических заболеваний.

Облегчить процесс ломки взрослые могут двумя путя­ми. Ребенок должен знать с первого дня, что выбора у него нет — посещение садика неизбежно. Тогда все свои усилия он станет направлять на поиск чего-либо поло­жительного для себя в этой ситуации и скорейшую адап­тацию. Главная трудность здесь — выдержать характер и не поддаться на провокации малыша. Второй путь заключается в установлении договоренности с админи­страцией детского сада и работающим персоналом о необходимой длительности вашего пребывания в саду. Если по часу сидеть в раздевалке, слушая душераздирающие вопли своего чада, или чередовать несколько дней пребывания в саду с неделей пребыва­ния дома, прибегнуть к приему сокращения времени нахождения ребенка в группе с другими ребятами до полутора-двух часов в день, то ситуация станет еще более тяжелой для вас, для ребенка и для воспитательного персонала детского сада.

Поэтому если вопрос о необходимости отдать ребенка в сад решен окончательно, то не стоит дожидаться мо­мента, когда малыш подрастет и станет самостоятельным. Учиться кушать, одеваться, завязывать шнурки, заправ­лять кроватку не обязательно дома.

Далее поговорим немного об организации подъемов и отбоев. Родители часто беспокоятся о том, как под­нять ребенка рано утром. Ведь в домашних условиях многие дошкольники бодрствуют до 11—12 часов и ло­жатся отдыхать вместе с взрослыми членами семьи. Подъем их также не регламентирован и происходит у кого в 10 утра, а у кого и ближе к обеду. Переход к новому режиму, поэтому начинается с попыток уложить таких детишек в кровать чуть ли не в 8 часов вечера. Даже если это удается, то сон не наступает и родители вынуждены провести несколько малоприятных часов у постели своей крошки, изводя ее просьбами поскорее закрыть глазки и спать.

Организм маленьких детей достаточно пластичен. Перестройка ритмов сна и бодрствования происходит за два-три дня. Поэтому стоит только поднять малыша в нужное время, и он восполнит возникший дефицит более продолжительным дневным сном и ранним отбо­ем. Все это произойдет без уговоров и насилия, а исходя из потребности организма. Уже через неделю вам не придется тратить много времени и сил, чтобы собрать свое чадо в сад. А чтобы ребенку было легче просыпать­ся по утрам, включайте бодрую музыку или приходите будить его вместе с любимой игрушкой — медвежон­ком, котиком или мартышкой.

Литература: Корнеева, Е.Н.  Эти загадочные  малыши  (100 ответов на родительские  «почему»).  Ярославль,  «Академия развития», 1999.

                                         КУМИР СЕМЬИ ИЛИ МАЛЕНЬКИЙ ТИРАН?

По прошествии двух, трех, четырех лет со дня рож­дения ребенка в разговорах родителей со своими знако­мыми, а порой и на семейной психологической кон­сультации можно услышать жалобы на уже подросшее чадо.

Представляете, идем по рынку — даже стыдно. Кричит, тянет за собой к прилавкам. Все равно по­требует свое.

Сережа совсем не хочет считаться с нами. Заболе­ла моя мама. Так он нарочно со всего размаху разгонял свои машины, чтобы они стукались о ее кровать.

Бабушка совсем Машку набаловала. На кухню есть не идет. Несите ей к телевизору. А бабушка та и вовсе с ложки кормит, а Маша только рот раскрыва­ет да еще кричит: «Отстаньте!»

Замучались мы с ребенком. Он у нас слабенький, часто болеет. Привык спать с нами в одной постели. Теперь требует, чтобы я и муж лежали с ним, пока не уснет. А если переложим, утром истерику закаты­вает. Муж сердится, а я не знаю, что делать.

Все ее любят. Отказа ни в чем не знает. Отец с рук не спускает. Его родители без подарка не появля­ются. А она только нос воротит. И все чтоб по ней было.

Появление первого ребенка выводит чувства родите­лей и взрослых на новый виток. Они познают радость альтруизма и самоотдачи. Давать, ничего не требуя вза­мен, — так можно описать их временное состояние.

Отдавая свою любовь, знания, свободное, а порой и несвободное время ребенку, тратя на него значитель­ную часть семейного бюджета, они испытывают особое удовольствие. «Все лучшее — ребенку», — таков девиз этих семей. Мамы, папы, бабушки, дедушки приходят в восторг и умиление, перебирая в магазинах детские костюмчики и платьица, озирая прилавки, заваленные грудами игрушек на любой вкус. Делают они это, пред­вкушая сладостный миг увидеть все это в руках, на плечах, ногах, головке своего ненаглядного мальчика или девочки.

Однако слепое обожание легко может породить дет­скую тиранию. Все приведенные выше примеры со­держат описание некорректных и даже психологически недопустимых способов взаимодействия с детьми: чрезмерное потакание, преувеличение проблем ребен­ка (его болезненности, беспомощности, одаренности), однообразное выражение своей любви, непонимание его теперешнего, актуального поведения, безответствен­ность по отношению к будущему, неумение предви­деть отрицательные последствия своего всепрощения. Возьмем хотя бы последний пример. Важнейший способ выражения своей любви к ребенку взрослые ви­дят в безусловном и бездумном удовлетворении всех его желаний. Дополнительно к этому отец девочки своими действиями стимулирует в ней детскую беспомощность, которая очень скоро станет или уже стала средством манипулирования родителями, «бичом», который по­зволяет ей легко добиваться желаемого. Бабушка и де­душка подчеркивают исключительность ребенка по сравнению с другими членами семьи (ведь подарки пре­подносятся только ей) и одновременно формируют у девочки представление о корыстных основах такого че­ловеческого чувства, как любовь. Ребенок привыкает думать, что быть любимой — значит иметь все, полю­бить самой — значит лишиться всего. И, наконец, все члены семьи никак не выражают своего недовольства поступками девочки.

Библейская фраза «Не сотвори себе кумира» очень точно описывает отношения, которые должны связы­вать родителей и ребенка, пусть первого, долгожданно­го, единственного. Иначе у маленького человека появит­ся представление о себе как о центре вселенной, пусть даже маленькой, в пределах одной семьи, своеобразном пупе земли. Всех же прочих он будет считать людьми второго сорта, существующими для него, служащими единственной цели — удовлетворять его желания. С этими прочими нечего церемониться, они должны по­являться по первому зову и исчезать, когда надобность в них отпадает.

Чем дольше будут сохраняться подобные установки ребенка, тем большую степень его эгоизма будем иметь на выходе.

Чтобы урегулировать подобные ситуации, родители Должны для начала осознать пагубность своих действий и негативные следствия сложившихся в семье отноше­ний к единственному ребенку. Вторым шагом должно быть восстановление своих родительских прав, не взи­рая на бурные протесты со стороны малыша. И, нако­нец, поиск таких видов взаимодействия между члена­ми семьи, которые, устраивая всех, были бы полезны для психического развития дошкольника: способство­вали росту его самостоятельности, независимости, фор­мировали умения понимать, ценить другого, сотрудни­чать с ним, получать радость от выражения своей люб­ви, а не только от знаков внимания в свой адрес. И делать это лучше раньше, чем позже, но лучше позже, чем никогда.

Литература: Корнеева, Е. Н.   Эти загадочные  малыши  (100 ответов на родительские  «почему»).  Ярославль,  «Академия развития», 1999.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.