Об особенностях обучения дошкольников на занятиях
Опыт взаимодействия с воспитателями дошкольного образования на повышении квалификации и во время проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории свидетельствует, что у большинства педагогов существуют неверные суждения о подготовке и проведении занятий с воспитанниками.
Суждение первое: «Проводить занятие нужно по готовым конспектам». Достаточно распространена практика заимствования готовых разработок, конспектов занятий в материалах периодической печати, сети Интернет. Не рассматривая низкую ценность методической составляющей подобных конспектов, отметим, что шаблонное содержание занятий и их прямое копирование не позволяют педагогу учитывать особенности своей группы воспитанников, ограничивают профессиональное творчество и возможности проявления индивидуального стиля деятельности. Педагогическое творчество необходимо прежде всего потому, что воспитатель (музыкальный руководитель и др.) в образовательном процессе постоянно имеет дело с изменчивой и индивидуальной природой детей. В свою очередь, владение педагогом технологией разработки занятия на основе требований дошкольной дидактики позволит конструировать оптимальное его содержание с учетом детских интересов, познавательных возможностей и способностей воспитанников своей группы.
Суждение второе: «Занятие в детском саду ~ это мини-урок». Распространенным является подход, при котором педагоги проводят занятия с воспитанниками по типу школьного урока. Воспитатели воплощают в занятии все его признаки: дисциплину, монологизированную форму проведения, ответы по очереди и с поднятой рукой, минимум двигательной детской активности, преобладание пассивного восприятия информации и др. Проведение таких занятий педагоги мотивируют необходимостью своевременной подготовки ребенка к обучению в школе (умение считать, читать, писать) — «чтобы было легче учиться». Вот только возникает вопрос: кому будет легче? Как справедливо замечает по этому поводу известный академик, детский психолог А. Г. Асмолов, «основное правило, которым следует руководствоваться, заключается в том, что это школа должна готовиться к ребенку, а не ребенок к школе» [ 1 ]. Подготовка детей к школе является не самоцелью, а результатом разностороннего развития ребенка, полноценной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности детей, в полной мере удовлетворяющей их интересы и потребности в самоценный период дошкольного детства.
Суждение третье: «Хорошее занятие должно быть показательным, зрелищным». Существует такой подход к организации обучения детей, как «заиграть» занятие, превратить его в шоу, развлечение, театральное представление, насыщенное разнообразными сюрпризными моментами, концертными номерами. Возможно, такие занятия приносят детям удовольствие, яркие эмоциональные и даже эстетические впечатления, но имеют ли они развивающий эффект? Как правило, главной целью, которую при этом преследует педагог, является исключительно внешняя эффектность занятия. Занятия-шоу приобрели особую популярность при презентации опыта работы педагогов (итоговое занятие, открытые просмотры), участии в конкурсах профессионального мастерства. По мнению украинского ученого Н. В. Гавриш, такие занятия проводятся для гостей, дети на нем — артисты, исполнители. Каждому отведены свое место и роль, непредвиденные действия и детская инициатива не одобряются. На первый план выходят артистические способности, мастерство, привлекательность, выразительность педагога. Иногда с целью поразить зрителей воспитатели теряют чувство меры, вносят в репертуар занятия элементы взрослой культуры. Такое занятие требует также длительной подготовки и изнурительных репетиций, физических и материальных осложнений, соответственно, не может реально проводиться часто [2].
Таким образом, рассмотренные нами неверные суждения дают ключ к пониманию тех трудностей, с которыми сталкиваются педагоги при подготовке и проведении занятий. Возникает необходимость уделить особое внимание вопросам дошкольной дидактики, которые важны для понимания цели детского развития, содержания и методики обучения ребенка дошкольного возраста. Иначе говоря, если рассматривать обучение как путь, то важно определить, каким будет маршрут для наших воспитанников и какие условия нам предстоит создать, чтобы достигнуть конечной цели?
Что такое обучение? Понятие «обучение» традиционно связывают с деятельностью того, кто передает новый опыт, и тех, кто этот опыт усваивает. Процесс обучения осуществляется на основе содержания образования, которое представлено в образовательных областях учебной программы дошкольного образования. Результат такого взаимодействия связан с изменениями в развитии обучающегося (обобщенные представления, новые умения, личностные качества, отношения и др.).
Следует различать понятия «обучение» и «учение», определяющие разные процессы. Если обучение — это совместная деятельность воспитателя и детей, то учение — это активная деятельность самого ребенка по усвоению нового опыта. В дошкольном возрасте учение ребенка возможно только при участии взрослого, прямом или косвенном руководстве и сопровождении.
Какое обучение эффективно? Однако не каждая деятельность, в которой участвуют педагог и воспитанники, может быть названа обучением. Как показывает практика, деятельность детей на занятии не всегда ведет к усвоению программного содержания. Это хорошо видно на примере, когда воспитанники не могут применять полученные представления и умения в самостоятельной деятельности для решения новых познавательных задач. Задумаемся: почему?
Часто на занятии педагог отождествляет обучение с собственной деятельностью (рассказывает, показывает, объясняет и др.), в процессе которой воспитанники внимательно слушают, отвечают на его вопросы. Подобные занятия ориентированы прежде всего на сообщение какой-либо информации и ее последующее воспроизведение детьми. Тогда как стимулирование собственной познавательной деятельности воспитанников, формирование у них готовности решать практические задачи, основываясь на личном опыте, остаются вне фокуса внимания педагога.
Можем ли мы назвать этот процесс обучением? Однозначно нет, так как отсутствует самостоятельная деятельность детей по усвоению нового опыта.
Ситуация кардинальным образом меняется, когда воспитанникам предоставляется возможность самостоятельно решить какие-то задачи или проблемы, научить других (игрушку, сверстника, педагога) или объяснить им что-либо. Для выполнения этих, на первый взгляд, простых заданий, ребенку необходимо самому организовать деятельность или стать в позицию обучающего по отношению к кому-либо. Как отмечает Е. Е. Кравцова, «искусство вовремя отступить в тень, чтобы маленький человек мог возрастать и утверждаться в своих способностях, составляет один из секретов педагогического мастерства» [3].
Как обучать дошкольников? Каждый из нас понимает, что ребенок — это не маленький взрослый и по сравнению с ним — он качественно иной. Следовательно, обучение воспитанников должно учитывать закономерности их развития и психологические особенности возраста.
Какой характер с точки зрения особенностей развития ребенка раннего и дошкольного возраста имеет специально организованное обучение? Обозначим исходные позиции деятельности педагога в этом направлении:
1. Обучение должно быть нацелено на широкую ориентировку ребенка в окружающем мире, обретение им личностного смысла деятельности, установление связей и отношений. В отличие от взрослого дошкольник в силу своего возраста не может мыслить понятиями, то есть иметь сформированные логически обоснованные знания. Его восприятие окружающего мира основано на общих образных представлениях о себе, обществе, природе и рукотворном мире, установлении связей между вещами, нахождении сходств и различий. Для ребенка важен не отдельный факт (знание), а связь нового материала с уже знакомым и перенос изученного в новые ситуации.
2. Обучение должно быть своевременным, учитывающим сензитивные периоды. Для всякого обучения существуют оптимальные, то есть наиболее благоприятные периоды наивысших возможностей для эффективного обучения и развития ребенка. Вопрос заключается в следующем: по отношению к каким влияниям дошкольный возраст является сензитивным, то есть особо чувствительным. Известно, что ранний возраст сензитивен для сенсорного развития, эмпатии, овладения движениями и действиями, устной речью; дошкольный возраст — для развития восприятия, образного мышления, воображения и памяти, эмоциональной сферы, социальных навыков и поведения, интереса к музыке, звуковой стороне слова и математическим характеристикам окружающего мира.
3. Обучение должно учитывать зону актуального развития и быть ориентированным на зону ближайшего развития ребенка (Л. С. Выготский).
Психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели и обеспечивают самостоятельное решение задач без помощи взрослого, определяют зону актуального развития. Тогда как «область не созревших, но созревающих процессов», потенциальные возможности, охватывающие задачи, с которыми ребенок не может справиться сам, но способен решить их под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками, нацеливают педагога на зону ближайшего развития.
4. Обучение должно быть ориентировано на интересы ребенка. Ребенок школьного возраста может делать то, что предлагает учитель, то есть обучаться по программе взрослого. В раннем и дошкольном возрасте ребенок способен усвоить программу воспитателя в меру того, насколько она станет его собственной программой (Л. С. Выготский). Поэтому важно, чтобы содержание обучения (то, что ребенок может усвоить в процессе обучения) отвечало его эмоциональным интересам и потребностям, особенностям мышления, актуальному опыту, имело личностный смысл и значимость.
5. Обучение должно осуществляться с опорой на способы и формы самостоятельной деятельности ребенка, интересные виды деятельности. Образовательный процесс становится эффективнее, если не представляет собой простое усвоение навыков и умений, а предполагает деятельность, во время которой ребенок активно и сам постигает мир.
6. Обучение должно быть направлено на амплификацию (обогащение, расширение, углубление) детского развития. Это отрицает узко прагматическое отношение к обучению дошкольников с целью их подготовки к школе (обучение чтению, вычислению, письму). Дошкольное детство — не подготовительный, а самоценный, важный период развития в масштабах всей человеческой жизни. Широкое использование «специфически детских» (А. В. Запорожец) видов деятельности (игра, художественная деятельность, детское экспериментирование) в процессе обучения детей дошкольного возраста позволит педагогу эффективно обучать воспитанников (таблица).
Особенности организации обучения в образовательном процессе учреждения дошкольного образования
Таблица
Обучение в нерегламентированной деятельности воспитанников и мероприятиях распорядка дня |
Обучение в специально организованной деятельности воспитанников |
|
Спонтанное обучение |
Целенаправленное обучение |
|
Определенные задачи обучения ребенка (детей) не планируются педагогом заранее Ребенок (дети) получает разнообразные представления об окружающем мире, овладевает речью в процессе общения со взрослым и сверстниками, самостоятельной деятельности |
Задачи обучения ребенка (детей) в различных видах детской деятельности планируются педагогом заранее Ребенок (дети) овладевает способами деятельности как с участием взрослого, так и при его косвенном руководстве в организованной развивающей предметно-пространственной среде |
Задачи обучения воспитанников планируются педагогом заранее Дети осваивают новые способы деятельности, умения, происходит обогащение, систематизация и обобщение их представлений |
Таким образом, дети обучаются за счет сочетания разнообразного развивающего опыта: спонтанного, исходящего из их интересов и организованного педагогом с конкретными целями обучения.
В этом контексте педагог обеспечивает многочисленные и разнообразные возможности для обучения воспитанников, помогает им перейти от знакомого к новым представлениям, освоить новые способы понимания и описания своего опыта, добиться того, чего они не смогли бы достичь без поддержки. Его важная роль заключается в наблюдении и выявлении ситуаций или моментов в жизни детей в группе, которые можно превратить в организованный развивающий опыт.
Этот процесс во многом подобен тому, как садовник заботится о саженцах, стараясь создать самые благоприятные условия, чтобы растения день ото дня крепли и расцветали. Похожим образом и вам по силам создать среду обучения, благоприятствующую гармоничному развитию ребенка.