Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Об особенностях обучения дошкольников на занятиях

Дата: 3 ноября 2022 в 14:52

Об особенностях обучения дошкольников на занятиях

Опыт взаимодействия с воспита­телями дошкольного образования на повышении квалификации и во время проведения квалифика­ционного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной кате­гории свидетельствует, что у большинства педаго­гов существуют неверные суждения о подготовке и проведении занятий с воспитанниками.

Суждение первое: «Проводить занятие нужно по готовым конспектам». Достаточно распростра­нена практика заимствования готовых разработок, конспектов занятий в материалах периодической печати, сети Интернет. Не рассматривая низкую ценность методической составляющей подобных конспектов, отметим, что шаблонное содержание занятий и их прямое копирование не позволяют педагогу учитывать особенности своей группы воспитанников, ограничивают профессиональное творчество и возможности проявления индиви­дуального стиля деятельности. Педагогическое творчество необходимо прежде всего потому, что воспитатель (музыкальный руководитель и др.) в образовательном процессе постоянно имеет дело с изменчивой и индивидуальной природой детей. В свою очередь, владение педагогом технологи­ей разработки занятия на основе требований до­школьной дидактики позволит конструировать оптимальное его содержание с учетом детских интересов, познавательных возможностей и спо­собностей воспитанников своей группы.

Суждение второе: «Занятие в детском саду ~ это мини-урок». Распространенным является подход, при котором педагоги проводят занятия с воспитанниками по типу школьного урока. Вос­питатели воплощают в занятии все его признаки: дисциплину, монологизированную форму про­ведения, ответы по очереди и с поднятой рукой, минимум двигательной детской активности, пре­обладание пассивного восприятия информации и др. Проведение таких занятий педагоги мо­тивируют необходимостью своевременной под­готовки ребенка к обучению в школе (умение считать, читать, писать) — «чтобы было легче учиться». Вот только возникает вопрос: кому будет легче? Как справедливо замечает по этому поводу известный академик, детский психолог А. Г. Асмолов, «основное правило, которым следу­ет руководствоваться, заключается в том, что это школа должна готовиться к ребенку, а не ребенок к школе» [ 1 ]. Подготовка детей к школе является не самоцелью, а результатом разностороннего раз­вития ребенка, полноценной, эмоционально на­сыщенной жизнедеятельности детей, в полной ме­ре удовлетворяющей их интересы и потребности в самоценный период дошкольного детства.

Суждение третье: «Хорошее занятие должно быть показательным, зрелищным». Существует такой подход к организации обучения детей, как «заиграть» занятие, превратить его в шоу, развле­чение, театральное представление, насыщенное разнообразными сюрпризными моментами, кон­цертными номерами. Возможно, такие занятия приносят детям удовольствие, яркие эмоциональ­ные и даже эстетические впечатления, но имеют ли они развивающий эффект? Как правило, главной целью, которую при этом преследует педагог, является исключительно внешняя эффектность занятия. Занятия-шоу приобрели особую попу­лярность при презентации опыта работы педа­гогов (итоговое занятие, открытые просмотры), участии в конкурсах профессионального мастер­ства. По мнению украинского ученого Н. В. Гавриш, такие занятия проводятся для гостей, дети на нем — артисты, исполнители. Каждому отведены свое место и роль, непредвиденные дей­ствия и детская инициатива не одобряются. На первый план выходят артистические способности, мастерство, привлекательность, выразительность педагога. Иногда с целью поразить зрителей вос­питатели теряют чувство меры, вносят в реперту­ар занятия элементы взрослой культуры. Такое занятие требует также длительной подготовки и изнурительных репетиций, физических и мате­риальных осложнений, соответственно, не может реально проводиться часто [2].

Таким образом, рассмотренные нами неверные суждения дают ключ к пониманию тех трудностей, с которыми сталкиваются педагоги при подготовке и проведении занятий. Возникает необходимость уделить особое внимание вопросам дошкольной дидактики, которые важны для понимания цели детского развития, содержания и методики обуче­ния ребенка дошкольного возраста. Иначе говоря, если рассматривать обучение как путь, то важно определить, каким будет маршрут для наших вос­питанников и какие условия нам предстоит соз­дать, чтобы достигнуть конечной цели?

Что такое обучение? Понятие «обучение» традиционно связывают с деятельностью того, кто передает новый опыт, и тех, кто этот опыт усваивает. Процесс обучения осуществляется на основе содержания образования, которое пред­ставлено в образовательных областях учебной программы дошкольного образования. Резуль­тат такого взаимодействия связан с изменениями в развитии обучающегося (обобщенные пред­ставления, новые умения, личностные качества, отношения и др.).

Следует различать понятия «обучение» и «учение», определяющие разные процессы. Если обучение — это совместная деятельность воспита­теля и детей, то учение — это активная деятель­ность самого ребенка по усвоению нового опыта. В дошкольном возрасте учение ребенка возможно только при участии взрослого, прямом или косвен­ном руководстве и сопровождении.

Какое обучение эффективно? Однако не каж­дая деятельность, в которой участвуют педагог и воспитанники, может быть названа обучением. Как показывает практика, деятельность детей на занятии не всегда ведет к усвоению программного содержания. Это хорошо видно на примере, когда воспитанники не могут применять полученные представления и умения в самостоятельной дея­тельности для решения новых познавательных задач. Задумаемся: почему?

Часто на занятии педагог отождествляет обуче­ние с собственной деятельностью (рассказывает, показывает, объясняет и др.), в процессе которой воспитанники внимательно слушают, отвечают на его вопросы. Подобные занятия ориентированы прежде всего на сообщение какой-либо информа­ции и ее последующее воспроизведение детьми. Тогда как стимулирование собственной позна­вательной деятельности воспитанников, форми­рование у них готовности решать практические задачи, основываясь на личном опыте, остаются вне фокуса внимания педагога.

Можем ли мы назвать этот процесс обучени­ем? Однозначно нет, так как отсутствует само­стоятельная деятельность детей по усвоению нового опыта.

Ситуация кардинальным образом меняется, когда воспитанникам предоставляется возмож­ность самостоятельно решить какие-то задачи или проблемы, научить других (игрушку, сверстника, педагога) или объяснить им что-либо. Для выпол­нения этих, на первый взгляд, простых заданий, ребенку необходимо самому организовать дея­тельность или стать в позицию обучающего по отношению к кому-либо. Как отмечает Е. Е. Крав­цова, «искусство вовремя отступить в тень, чтобы маленький человек мог возрастать и утверждаться в своих способностях, составляет один из секретов педагогического мастерства» [3].

Как обучать дошкольников? Каждый из нас понимает, что ребенок — это не маленький взрос­лый и по сравнению с ним — он качественно иной. Следовательно, обучение воспитанников должно учитывать закономерности их развития и психо­логические особенности возраста.

Какой характер с точки зрения особенностей развития ребенка раннего и дошкольного возраста имеет специально организованное обучение? Обозначим исходные позиции деятельности пе­дагога в этом направлении:

1. Обучение должно быть нацелено на широ­кую ориентировку ребенка в окружающем мире, обретение им личностного смысла деятельности, установление связей и отношений. В отличие от взрослого дошкольник в силу своего возраста не может мыслить понятиями, то есть иметь сфор­мированные логически обоснованные знания. Его восприятие окружающего мира основано на общих образных представлениях о себе, обществе, при­роде и рукотворном мире, установлении связей между вещами, нахождении сходств и различий. Для ребенка важен не отдельный факт (знание), а связь нового материала с уже знакомым и пере­нос изученного в новые ситуации.
2. Обучение должно быть своевременным, учитывающим сензитивные периоды. Для всякого обу­чения существуют оптимальные, то есть наиболее благоприятные периоды наивысших возможностей для эффективного обучения и развития ребенка. Вопрос заключается в следующем: по отношению к каким влияниям дошкольный возраст является сензитивным, то есть особо чувствительным. Из­вестно, что ранний возраст сензитивен для сенсор­ного развития, эмпатии, овладения движениями и действиями, устной речью; дошкольный воз­раст — для развития восприятия, образного мыш­ления, воображения и памяти, эмоциональной сфе­ры, социальных навыков и поведения, интереса к музыке, звуковой стороне слова и математиче­ским характеристикам окружающего мира.
3. Обучение должно учитывать зону актуаль­ного развития и быть ориентированным на зону ближайшего развития ребенка (Л. С. Выготский).
Психические функции, умения и навыки ребен­ка, которые уже сформировались, созрели и обе­спечивают самостоятельное решение задач без помощи взрослого, определяют зону актуального развития. Тогда как «область не созревших, но со­зревающих процессов», потенциальные возможности, охватывающие задачи, с которыми ребенок не может справиться сам, но способен решить их под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками, нацеливают педагога на зону ближайшего развития.
4. Обучение должно быть ориентировано на интересы ребенка. Ребенок школьного возраста может делать то, что предлагает учитель, то есть обучаться по программе взрослого. В раннем и дошкольном возрасте ребенок спосо­бен усвоить программу воспитателя в меру того, насколько она станет его собственной программой (Л. С. Выготский). Поэтому важно, чтобы содер­жание обучения (то, что ребенок может усвоить в процессе обучения) отвечало его эмоциональ­ным интересам и потребностям, особенностям мышления, актуальному опыту, имело личност­ный смысл и значимость.
5. Обучение должно осуществляться с опорой на способы и формы самостоятельной деятель­ности ребенка, интересные виды деятельности. Образовательный процесс становится эффектив­нее, если не представляет собой простое усвоение навыков и умений, а предполагает деятельность, во время которой ребенок активно и сам пости­гает мир.

6. Обучение должно быть направлено на ампли­фикацию (обогащение, расширение, углубление) детского развития. Это отрицает узко прагма­тическое отношение к обучению дошкольников с целью их подготовки к школе (обучение чте­нию, вычислению, письму). Дошкольное детст­во — не подготовительный, а самоценный, важный период развития в масштабах всей человеческой жизни. Широкое использование «специфически детских» (А. В. Запорожец) видов деятельности (игра, художественная деятельность, детское экс­периментирование) в процессе обучения детей дошкольного возраста позволит педагогу эффек­тивно обучать воспитанников (таблица).

Особенности организации обучения в образовательном процессе учреждения дошкольного образования

Таблица

Обучение в нерегламентированной деятельности воспитанников и мероприятиях распорядка дня

Обучение в специально

организованной деятельности

воспитанников

Спонтанное обучение

Целенаправленное обучение

Определенные задачи обучения ребенка (детей) не планируются педагогом заранее

Ребенок (дети) получает разнообразные представления об окружающем мире, овладевает речью в процессе общения со взрослым и сверстниками, самостоятельной деятельности

Задачи обучения ребенка (детей) в различных видах детской деятельности планируются педагогом заранее

Ребенок (дети) овладевает способами деятельности как с участием взрослого, так и при его косвенном руководстве в организованной развивающей предметно-пространственной среде

Задачи обучения воспитанников планируются педагогом заранее

Дети осваивают новые способы деятельности, умения, происходит обогащение, систематизация и обобщение их представлений

Таким образом, дети обучаются за счет сочета­ния разнообразного развивающего опыта: спон­танного, исходящего из их интересов и организован­ного педагогом с конкретными целями обучения.

В этом контексте педагог обеспечивает много­численные и разнообразные возможности для об­учения воспитанников, помогает им перейти от знакомого к новым представлениям, освоить но­вые способы понимания и описания своего опыта, добиться того, чего они не смогли бы достичь без поддержки. Его важная роль заключается в на­блюдении и выявлении ситуаций или моментов в жизни детей в группе, которые можно превратить в организованный развивающий опыт.

Этот процесс во многом подобен тому, как садов­ник заботится о саженцах, стараясь создать самые благоприятные условия, чтобы растения день ото дня крепли и расцветали. Похожим образом и вам по силам создать среду обучения, благоприятствую­щую гармоничному развитию ребенка. 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.