Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Занятие как форма организации образовательного процесса

Дата: 3 ноября 2022 в 14:53

Занятие как форма организации образовательного процесса

Ребенок познает разнообразие окружающе­го мира в процессе жизнедеятельности. Очевидно, что значительную часть пред­ставлений и умений он усваивает без специаль­ного обучения. В самостоятельной деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками до­школьник непосредственно знакомится с различ­ными предметами и их свойствами, животными и растениями, социальным миром, бессознатель­но накапливая представления об окружающем. Усвоенные ребенком представления жизненны, реалистичны, некоторые из них в полной мере достоверны. Таким образом, познавательный опыт дошкольника становится ценным для его саморазвития.

Вместе с тем самостоятельное ознакомле­ние ребенка с окружающим миром происходит хаотично и бессистемно. Упорядочить детский опыт, содействуя его осмыслению, конкретизации и полноценности, позволяет специально орга­низованное взаимодействие ребенка и взрослого на занятии. Неорганизованное внимание детей педагог сосредоточивает на конкретных предме­тах и явлениях, их свойствах и качествах, таким образом открывает детям то, что и как нужно видеть, обучает правильным способам действий, стимулирует познавательный интерес.

Обучение на занятии необходимо ребенку для освоения того содержания, которым он не можетовладеть самостоятельно. Прежде всего это та­кие представления и умения, для формирования которых требуются совместное рассматривание,помощь в осознании и обобщении увиденного, объяснение, рассказ воспитателя, показ способа действия. Например, узнавать и называть цифры, делиться своими впечатлениями способны все дети, даже не посещающие дошкольное учрежде­ние. А вот формирование представлений о соста­ве числа из двух меньших чисел, умение состав­лять рассказы, соблюдая композицию, структуру связного текста, само по себе не приходит. Это и многое другое педагог помогает ребенку освоить при организованном обучении.

Формы организации обучения дошколь­ников

Форма организации обучения—это отдельный компонент образовательного процесса, ограни­ченный временными рамками. Формы организа­ции обучения представляют собой определенный вид совместной деятельности педагога и воспи­танников. Обучение детей дошкольного возраста осуществляется в разных формах: занятие, игра, экскурсия, наблюдение, труд в природе и др.

Что представляет собой занятие в учреждении дошкольного образования сегодня?

Меняются цель и содержание дошкольного образования, появля­ются новые средства и технологии обучения, но занятие остается формой организации обучения детей, которая помогает открыть для ребенка мир живой и неживой природы, мир людей, искусства, мотивирует к познанию неизведанного.

Что же чаще всего мы понимаем под словом «занятие»?

Скорее всего на ум приходят такие опреде­ления, как «какая-то деятельность», «полезное дело», «быть занятым», «получать опыт», «рабо­тать» и др. А ведь мы забываем о том, что слово «занятие» является однокоренным со словами «занятно», «занимательно» и подразумевает за­интересованность, увлеченность, любопытство. Неслучайно известные педагоги Е. Е. Кравцова, Л. А. Парамонова отмечают, что занятие в широ­ком смысле слова означает «заниматься с детьми чем-то интересным» [4, с. 36].

Согласно Образовательным стандартам до­школьного образования, понятие «занятие» определяется как специально организованная деятельность воспитанников, регламентирован­ная типовым учебным планом дошкольного об­разования (временем и местом в распорядке дня). Оно проводится с учетом закономерностей развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте ,[5, с. 11].

В дошкольной педагогике под организованным обучением (занятием) понимают форму совмест­ной деятельности воспитателя и детей, которая планируется и целенаправленно проводится для решения определенных образовательных задач в различных видах детской деятельности [2; 3].

Какие бывают занятия?

На сегодняшний день в методической литературе не представлена единая, универсальная классификация занятий. Ученые выделяют отдельные виды занятий по разным основаниям: по форме обучения, по дидак­тическим задачам, по содержанию дошкольного образования [1; 2; 3].

По форме обучения:

  • индивидуальные занятия — педагог обучает одного ребенка (индивидуальная работа);
  • групповые (фронтальные) занятия — педагог одновременно обучает группу детей, внутри которой каждый ребенок может выполнять задание самостоятельно, совместно со свер­стниками в парах, в микрогруппах;
  • подгрупповые занятия — педагог обучает сначала одну подгруппу детей, затем другую. Проведение подгрупповых занятий осущест­вляется согласно учебному плану учреждения дошкольного образования и при наличии пе­дагогических условий.

По дидактическим задачам:

  • занятия на усвоение новых представлений, их расширение и уточнение (освоение главного с точки зрения ознакомления детей с данным явлением, объектом), овладение новыми уме­ниями (овладение детьми правильными прие­мами выполнения определенных действий);
  • занятия на обогащение, закрепление ранее при­обретенных представлений и умений (уточне­ние и конкретизация представлений, их обобще­ние, совершенствование и развитие умений);
  • занятия на творческое применение ранее усвоенных представлений, умений и навыков (предоставление детям свободного выбора ма­териалов для воплощения замыслов, создание условий для проявления детской инициативы и самостоятельности при выборе решения по­знавательной задачи).

По содержанию дошкольного образования:

1. ДОМИНАНТНЫЕ ЗАНЯТИЯ.

Содержание реализу­ется в плоскости одной образовательной области,ход занятия раскрывается в пределах одного вида деятельности с применением и других действий.В процессе доминантного занятия воспитатель,как правило, решает несколько задач, связанных с освоением определенных представлений, уме­ний и навыков в пределах одной образовательной области. Для этого целесообразно на основе принципа внутренней интеграции вариативно объеди­нять содержание образовательных компонентов одной образовательной области.

Например, на занятии по образовательной области «Искусство. Рисование» на тему «Ру­мяный колобок» воспитатель, решая задачу формирования умения изображать предметы округлой формы, предлагает детям рассмотреть игрушку-колобка, обследовать и почувствовать ее форму, а затем показывает приемы рисования и организует изобразительную деятельность вос­питанников.

2. КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ.

Содержание включает в себя задачи разных образовательных об­ластей, последовательно реализуемых в различных видах деятельности на едином тематическом содержании. Содержание образовательных об­ластей оптимально сочетается, различные виды деятельности дополняют друг друга. При этом реализация задач каждой образовательной обла­сти завершается достижением образовательного результата (новое представление или умение, об­раз, идея, отношение, переживание, составленный рассказ, рисунок, поделка и др.).

Пример комплексного занятия в старшей группе на тему «Зоопарк» (образовательные области «Элементарные математические пред­ставления» и «Искусство. Конструирование»).

Задачи:

  • закреплять представления об условной мерке и способах измерения ею величины линейной протяженности (высота, длина, ширина); уточ­нять представления о конструктивном мате­риале (размер: высокий, широкий, длинный; форма: кирпич, пластина, призма); упражнять в умении анализировать конструкции, изме­рять, конструировать различные здания по предлагаемым условиям (дома для животных разного размера);
  • развивать наглядно-образное мышление, про­извольную память, устойчивость и распреде­ление внимания, умение планировать свою деятельность;
  • формировать умение сотрудничать со свер­стниками, самостоятельность.

Ход занятия (кратко).

Образовательная область «Элементарные математические представления». В детский сад пришло письмо от директора зоопарка. Педа­гог открывает письмо и читает просьбу о по­мощи (задает детям проблемную ситуацию): в зоопарк привезли животных из Африки (слон, жираф, лев, крокодил), их нужно расселить по своим домам. У животных разные дома по раз­меру (высокие, длинные, широкие). Необходимо измерить животное, соотнести результат изме­рения с размером подходящего дома и поселить его в нем.

Образовательная область «Искусство. Кон­струирование». Затем педагог разыгрывает удивление — он обнаружил еще одно письмо, в котором директор зоопарка просит детей помочь построить дома из льдин для животных Севера (белый медведь, морж, морской котик, северный олень). А чтобы животные могли жить в своих домах, предлагает на наглядной основе условия конструирования: белому медведю нужен высо­кий и широкий дом; моржу — длинный и высокий дом; морскому котику — широкий и низкий дом; северному оленю — высокий и узкий дом.

3. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ.

Педагог рас­крывает целостный образ объекта, явления или события окружающего мира — предметного, при­родного, социального — на основе объединения и взаимодополнения содержания нескольких образовательных областей, видов деятельности. На таком занятии целостный образ (например,весна, животные, мебель, профессии) выступа­ет как пазл, который объединяет представления разных образовательных областей и позволяет получить из отдельных представлений единую картину. Такой вид занятия способствует овла­дению детьми обобщенными представлениями и умениями, правильному восприятию связей между частью и целым.

Пример интегрированного занятия в стар­шей группе на тему «Зоопарк» (образователь­ные области «Ребенок и общество», «Ребенок и природа», «Элементарные математические пред­ставления», «Развитие речи и культура речевого общения»).

Задачи:

  • систематизировать представления детей о зоо­парке как явлении окружающей действитель­ности, видовом разнообразии животных жар­ких стран, конкретизировать представления о видах зоопарков, профессиях людей, работаю­щих в зоопарке; упражнять в количественном счете в пределах 10; закреплять умение обра­зовывать притяжательные прилагательные, использовать в речи рассуждения;
  • развивать произвольное внимание, умение группировать объекты (животных) по само­стоятельно найденному основанию, прово­дить сравнения и устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и конкретизи­ровать понятия;
  • воспитывать любознательность, речевую ини­циативу, гуманные чувства, ответственное отношение к животным и среде их обитания; стремление соблюдать правила поведения в зоопарке.

Ход занятия (кратко).

Воспитатель предлагает детям прослушать на мобильном телефоне звуковое сообщение от доктора Айболита: «В Африке был сильный по­жар. Животные остались без дома, еды». Многим из них нужна помощь доктора. Айболит хочет спасти животных Африки, построить зоопарк, где будет заботиться о них, лечить и кормить их. Но доктор не знает: 1) какой лучше построить зоопарк, 2) какие животные могут в нем жить, 3) кто может работать в зоопарке, 4) кто будет приходить в зоопарк. Чтобы об этом узнать, док­тор Айболит просит детей помочь ему, а ответы прислать в письме.

Воспитатель в беседе обращается к лич­ному опыту детей, задает вопросы: кто был в зоопарке, для чего нужен зоопарк, какие бы­вают зоопарки? Показывает детям разные виды зоопарков на картинках (большой зоопарк, кон­тактный, сафари-парк, передвижной зверинец, океанариум) и рассказывает о них («Ребенок и природа»).

Далее создает для детей проблемную ситуа­цию: «Какой зоопарк лучше построить доктору Айболиту?», просит детей доказать почему (Развитие речи и культура речевого общения»). Затем предлагает дидактическую игру «Жители зоопарка» на нахождение лишнего, группировку и классификацию животных, которые будут жить в зоопарке («Ребенок и природа», «Эле­ментарные математические представления»).

Потом просит посчитать, сколько домов для животных будет в зоопарке доктора Айболи­та по количеству животных («Элементарные математические представления»), расселить животных по домам и назвать, где и чей дом («Развитие речи и культура речевого обще­ния»). После предлагает детям отобрать «объ­явления» (картинки профессий) желающих ра­ботать в зоопарке, назвать и соотнести разные профессии с видом деятельности в зоопарке («Ребенок и общество»). Организует с деть­ми игру «Да — нет» с мячом: кто может при­ходить в гости к животным зоопарка. Затем пред­лагает дидактическую игру «Противополож­ности», в ходе которой дети подбирают пары картинок с правильными и неправильными ситуациями поведения посетителей зоопарка («Ребенок и общество»). Вместе с детьми состав­ляет плакат «Правила поведения в зоопарке» из отобранных картинок для доктора Айболита. В конце занятия дети и воспитатель отправляют письмо доктору Айболиту с ответами на все его вопросы. Ответы в виде картинок собираются по ходу занятия.

Процессы интеграции все больше пронизыва­ют содержание дошкольного образования, обе­спечивают взаимосвязь и взаимозависимость всех направлений развития ребенка и образователь­ных областей учебной программы дошкольного образования (см. таблицу).

В дошкольной дидактике наблюдается смеше­ние понятий: занятие, реализующее программныезадачи из разных образовательных областей и со­четающее в себе различные виды деятельности детей, определяется и как комплексное, и как ин­тегрированное. Мы же различаем понятия «ком­плексное занятие» и «интегрированное занятие». С нашей точки зрения, отличия комплексного и интегрированного занятий состоят в способе объединения разного содержания образователь­ных областей учебной программы дошкольного образования.

Сравнительная характеристика разных видов занятий

по содержанию дошкольного образования

Доминантное занятие

Комплексное занятие

Интегрированное занятие

Преобладание, превалирование

Сочетание частей

Соединение в одно целое

Решаются программные задачи и реализуется содержание одной образовательной области преимущественно в пределах одного вида деятельности с применением и других действий

Решаются программные задачи, реализуется содержание нескольких образовательных областей и различных видов деятельности

Последовательное решение программных задач одной образовательной области

Последовательное решение программных задач нескольких образовательных областей с ощутимым переходом и сменой видов деятельности

Соединение и взаимодополнение программных задач (различных видов деятельности), каждая из которых имеет свое предназначение для раскрытия целостного образа

Достижение образовательного результата в пределах одной образовательной области

Достижение образовательных результатов после решения программных задач каждой образовательной области на едином тематическом содержании

Достижение образова- тельного результата в конце занятия в виде целостного и разностороннего представления о конкретном объекте (явлении, событии окружающего мира)

Целесообразно использовать на этапе усвоения новых представлений, их расширения и уточнения, овладения новыми умениями

Целесообразно использовать на этапе освоения нового содержания, а также обогащения и закрепления ранее приобретенных представлений и умений, стимулирования творчества

Целесообразно использовать на этапе обобщения и систематизации представлений, творческого применения ранее усвоенных умений и навыков

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.