Занятие как форма организации образовательного процесса
Ребенок познает разнообразие окружающего мира в процессе жизнедеятельности. Очевидно, что значительную часть представлений и умений он усваивает без специального обучения. В самостоятельной деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками дошкольник непосредственно знакомится с различными предметами и их свойствами, животными и растениями, социальным миром, бессознательно накапливая представления об окружающем. Усвоенные ребенком представления жизненны, реалистичны, некоторые из них в полной мере достоверны. Таким образом, познавательный опыт дошкольника становится ценным для его саморазвития.
Вместе с тем самостоятельное ознакомление ребенка с окружающим миром происходит хаотично и бессистемно. Упорядочить детский опыт, содействуя его осмыслению, конкретизации и полноценности, позволяет специально организованное взаимодействие ребенка и взрослого на занятии. Неорганизованное внимание детей педагог сосредоточивает на конкретных предметах и явлениях, их свойствах и качествах, таким образом открывает детям то, что и как нужно видеть, обучает правильным способам действий, стимулирует познавательный интерес.
Обучение на занятии необходимо ребенку для освоения того содержания, которым он не можетовладеть самостоятельно. Прежде всего это такие представления и умения, для формирования которых требуются совместное рассматривание,помощь в осознании и обобщении увиденного, объяснение, рассказ воспитателя, показ способа действия. Например, узнавать и называть цифры, делиться своими впечатлениями способны все дети, даже не посещающие дошкольное учреждение. А вот формирование представлений о составе числа из двух меньших чисел, умение составлять рассказы, соблюдая композицию, структуру связного текста, само по себе не приходит. Это и многое другое педагог помогает ребенку освоить при организованном обучении.
Формы организации обучения дошкольников
Форма организации обучения—это отдельный компонент образовательного процесса, ограниченный временными рамками. Формы организации обучения представляют собой определенный вид совместной деятельности педагога и воспитанников. Обучение детей дошкольного возраста осуществляется в разных формах: занятие, игра, экскурсия, наблюдение, труд в природе и др.
Что представляет собой занятие в учреждении дошкольного образования сегодня?
Меняются цель и содержание дошкольного образования, появляются новые средства и технологии обучения, но занятие остается формой организации обучения детей, которая помогает открыть для ребенка мир живой и неживой природы, мир людей, искусства, мотивирует к познанию неизведанного.
Что же чаще всего мы понимаем под словом «занятие»?
Скорее всего на ум приходят такие определения, как «какая-то деятельность», «полезное дело», «быть занятым», «получать опыт», «работать» и др. А ведь мы забываем о том, что слово «занятие» является однокоренным со словами «занятно», «занимательно» и подразумевает заинтересованность, увлеченность, любопытство. Неслучайно известные педагоги Е. Е. Кравцова, Л. А. Парамонова отмечают, что занятие в широком смысле слова означает «заниматься с детьми чем-то интересным» [4, с. 36].
Согласно Образовательным стандартам дошкольного образования, понятие «занятие» определяется как специально организованная деятельность воспитанников, регламентированная типовым учебным планом дошкольного образования (временем и местом в распорядке дня). Оно проводится с учетом закономерностей развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте ,[5, с. 11].
В дошкольной педагогике под организованным обучением (занятием) понимают форму совместной деятельности воспитателя и детей, которая планируется и целенаправленно проводится для решения определенных образовательных задач в различных видах детской деятельности [2; 3].
Какие бывают занятия?
На сегодняшний день в методической литературе не представлена единая, универсальная классификация занятий. Ученые выделяют отдельные виды занятий по разным основаниям: по форме обучения, по дидактическим задачам, по содержанию дошкольного образования [1; 2; 3].
По форме обучения:
- индивидуальные занятия — педагог обучает одного ребенка (индивидуальная работа);
- групповые (фронтальные) занятия — педагог одновременно обучает группу детей, внутри которой каждый ребенок может выполнять задание самостоятельно, совместно со сверстниками в парах, в микрогруппах;
- подгрупповые занятия — педагог обучает сначала одну подгруппу детей, затем другую. Проведение подгрупповых занятий осуществляется согласно учебному плану учреждения дошкольного образования и при наличии педагогических условий.
По дидактическим задачам:
- занятия на усвоение новых представлений, их расширение и уточнение (освоение главного с точки зрения ознакомления детей с данным явлением, объектом), овладение новыми умениями (овладение детьми правильными приемами выполнения определенных действий);
- занятия на обогащение, закрепление ранее приобретенных представлений и умений (уточнение и конкретизация представлений, их обобщение, совершенствование и развитие умений);
- занятия на творческое применение ранее усвоенных представлений, умений и навыков (предоставление детям свободного выбора материалов для воплощения замыслов, создание условий для проявления детской инициативы и самостоятельности при выборе решения познавательной задачи).
По содержанию дошкольного образования:
1. ДОМИНАНТНЫЕ ЗАНЯТИЯ.
Содержание реализуется в плоскости одной образовательной области,ход занятия раскрывается в пределах одного вида деятельности с применением и других действий.В процессе доминантного занятия воспитатель,как правило, решает несколько задач, связанных с освоением определенных представлений, умений и навыков в пределах одной образовательной области. Для этого целесообразно на основе принципа внутренней интеграции вариативно объединять содержание образовательных компонентов одной образовательной области.
Например, на занятии по образовательной области «Искусство. Рисование» на тему «Румяный колобок» воспитатель, решая задачу формирования умения изображать предметы округлой формы, предлагает детям рассмотреть игрушку-колобка, обследовать и почувствовать ее форму, а затем показывает приемы рисования и организует изобразительную деятельность воспитанников.
2. КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ.
Содержание включает в себя задачи разных образовательных областей, последовательно реализуемых в различных видах деятельности на едином тематическом содержании. Содержание образовательных областей оптимально сочетается, различные виды деятельности дополняют друг друга. При этом реализация задач каждой образовательной области завершается достижением образовательного результата (новое представление или умение, образ, идея, отношение, переживание, составленный рассказ, рисунок, поделка и др.).
Пример комплексного занятия в старшей группе на тему «Зоопарк» (образовательные области «Элементарные математические представления» и «Искусство. Конструирование»).
Задачи:
- закреплять представления об условной мерке и способах измерения ею величины линейной протяженности (высота, длина, ширина); уточнять представления о конструктивном материале (размер: высокий, широкий, длинный; форма: кирпич, пластина, призма); упражнять в умении анализировать конструкции, измерять, конструировать различные здания по предлагаемым условиям (дома для животных разного размера);
- развивать наглядно-образное мышление, произвольную память, устойчивость и распределение внимания, умение планировать свою деятельность;
- формировать умение сотрудничать со сверстниками, самостоятельность.
Ход занятия (кратко).
Образовательная область «Элементарные математические представления». В детский сад пришло письмо от директора зоопарка. Педагог открывает письмо и читает просьбу о помощи (задает детям проблемную ситуацию): в зоопарк привезли животных из Африки (слон, жираф, лев, крокодил), их нужно расселить по своим домам. У животных разные дома по размеру (высокие, длинные, широкие). Необходимо измерить животное, соотнести результат измерения с размером подходящего дома и поселить его в нем.
Образовательная область «Искусство. Конструирование». Затем педагог разыгрывает удивление — он обнаружил еще одно письмо, в котором директор зоопарка просит детей помочь построить дома из льдин для животных Севера (белый медведь, морж, морской котик, северный олень). А чтобы животные могли жить в своих домах, предлагает на наглядной основе условия конструирования: белому медведю нужен высокий и широкий дом; моржу — длинный и высокий дом; морскому котику — широкий и низкий дом; северному оленю — высокий и узкий дом.
3. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ.
Педагог раскрывает целостный образ объекта, явления или события окружающего мира — предметного, природного, социального — на основе объединения и взаимодополнения содержания нескольких образовательных областей, видов деятельности. На таком занятии целостный образ (например,весна, животные, мебель, профессии) выступает как пазл, который объединяет представления разных образовательных областей и позволяет получить из отдельных представлений единую картину. Такой вид занятия способствует овладению детьми обобщенными представлениями и умениями, правильному восприятию связей между частью и целым.
Пример интегрированного занятия в старшей группе на тему «Зоопарк» (образовательные области «Ребенок и общество», «Ребенок и природа», «Элементарные математические представления», «Развитие речи и культура речевого общения»).
Задачи:
- систематизировать представления детей о зоопарке как явлении окружающей действительности, видовом разнообразии животных жарких стран, конкретизировать представления о видах зоопарков, профессиях людей, работающих в зоопарке; упражнять в количественном счете в пределах 10; закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные, использовать в речи рассуждения;
- развивать произвольное внимание, умение группировать объекты (животных) по самостоятельно найденному основанию, проводить сравнения и устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и конкретизировать понятия;
- воспитывать любознательность, речевую инициативу, гуманные чувства, ответственное отношение к животным и среде их обитания; стремление соблюдать правила поведения в зоопарке.
Ход занятия (кратко).
Воспитатель предлагает детям прослушать на мобильном телефоне звуковое сообщение от доктора Айболита: «В Африке был сильный пожар. Животные остались без дома, еды». Многим из них нужна помощь доктора. Айболит хочет спасти животных Африки, построить зоопарк, где будет заботиться о них, лечить и кормить их. Но доктор не знает: 1) какой лучше построить зоопарк, 2) какие животные могут в нем жить, 3) кто может работать в зоопарке, 4) кто будет приходить в зоопарк. Чтобы об этом узнать, доктор Айболит просит детей помочь ему, а ответы прислать в письме.
Воспитатель в беседе обращается к личному опыту детей, задает вопросы: кто был в зоопарке, для чего нужен зоопарк, какие бывают зоопарки? Показывает детям разные виды зоопарков на картинках (большой зоопарк, контактный, сафари-парк, передвижной зверинец, океанариум) и рассказывает о них («Ребенок и природа»).
Далее создает для детей проблемную ситуацию: «Какой зоопарк лучше построить доктору Айболиту?», просит детей доказать почему (Развитие речи и культура речевого общения»). Затем предлагает дидактическую игру «Жители зоопарка» на нахождение лишнего, группировку и классификацию животных, которые будут жить в зоопарке («Ребенок и природа», «Элементарные математические представления»).
Потом просит посчитать, сколько домов для животных будет в зоопарке доктора Айболита по количеству животных («Элементарные математические представления»), расселить животных по домам и назвать, где и чей дом («Развитие речи и культура речевого общения»). После предлагает детям отобрать «объявления» (картинки профессий) желающих работать в зоопарке, назвать и соотнести разные профессии с видом деятельности в зоопарке («Ребенок и общество»). Организует с детьми игру «Да — нет» с мячом: кто может приходить в гости к животным зоопарка. Затем предлагает дидактическую игру «Противоположности», в ходе которой дети подбирают пары картинок с правильными и неправильными ситуациями поведения посетителей зоопарка («Ребенок и общество»). Вместе с детьми составляет плакат «Правила поведения в зоопарке» из отобранных картинок для доктора Айболита. В конце занятия дети и воспитатель отправляют письмо доктору Айболиту с ответами на все его вопросы. Ответы в виде картинок собираются по ходу занятия.
Процессы интеграции все больше пронизывают содержание дошкольного образования, обеспечивают взаимосвязь и взаимозависимость всех направлений развития ребенка и образовательных областей учебной программы дошкольного образования (см. таблицу).
В дошкольной дидактике наблюдается смешение понятий: занятие, реализующее программныезадачи из разных образовательных областей и сочетающее в себе различные виды деятельности детей, определяется и как комплексное, и как интегрированное. Мы же различаем понятия «комплексное занятие» и «интегрированное занятие». С нашей точки зрения, отличия комплексного и интегрированного занятий состоят в способе объединения разного содержания образовательных областей учебной программы дошкольного образования.
Сравнительная характеристика разных видов занятий
по содержанию дошкольного образования
Доминантное занятие |
Комплексное занятие |
Интегрированное занятие |
Преобладание, превалирование |
Сочетание частей |
Соединение в одно целое |
Решаются программные задачи и реализуется содержание одной образовательной области преимущественно в пределах одного вида деятельности с применением и других действий |
Решаются программные задачи, реализуется содержание нескольких образовательных областей и различных видов деятельности |
|
Последовательное решение программных задач одной образовательной области |
Последовательное решение программных задач нескольких образовательных областей с ощутимым переходом и сменой видов деятельности |
Соединение и взаимодополнение программных задач (различных видов деятельности), каждая из которых имеет свое предназначение для раскрытия целостного образа |
Достижение образовательного результата в пределах одной образовательной области |
Достижение образовательных результатов после решения программных задач каждой образовательной области на едином тематическом содержании |
Достижение образова- тельного результата в конце занятия в виде целостного и разностороннего представления о конкретном объекте (явлении, событии окружающего мира) |
Целесообразно использовать на этапе усвоения новых представлений, их расширения и уточнения, овладения новыми умениями |
Целесообразно использовать на этапе освоения нового содержания, а также обогащения и закрепления ранее приобретенных представлений и умений, стимулирования творчества |
Целесообразно использовать на этапе обобщения и систематизации представлений, творческого применения ранее усвоенных умений и навыков |